Инвентаризация выбросов по 352 приказу МПР

Главная | Статьи | Инвентаризация выбросов по 352 приказу МПР

Содержание:

  1. Общие сведения
  2. Изменения в форме отчета по инвентаризации выбросов
  3. Корректировка данных о выбросах загрязняющих веществ
  4. Согласование и принципиальная необходимость разработки отчета по Инвентаризации выбросов в атмосферу
  5. Штрафы

⠀⠀⠀⠀⠀⠀С 26 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минприроды РФ №352 от 07.08.2018 г. В соответствии с данным документом в течение двух лет, со дня вступления приказа, все предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разработать и утвердить отчет по Инвентаризации выбросов. Следовательно, до 26 апреля 2021 г. все действующие предприятия при наличии выбросов, обязаны разработать этот документ именно по форме 352 Приказа.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Новый приказ очень похож на привычное методическое пособие 2012-го года (Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2012 г.), но, разумеется, не обошлось без изменений.

Изменения в форме отчета по инвентаризации выбросов

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Сам принцип проведения инвентаризации остался неизменным. Первое, на что стоит обратить внимание: теперь данный отчет привязан не к предприятию в целом, а к Объекту негативного воздействия (ОНВ). Таким образом, если Ваша организация имеет несколько объектов негативного воздействия, на которых присутствуют источники выбросов, каждый из них должен иметь свой Отчет по инвентаризации.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Примечательно также, что отныне превалирующим методом определения количества выбросов загрязняющих веществ, является инструментальный. В п. 26 Приказа прописаны случаи, при которых все же возможно пользоваться расчетными методами (определение выбросов на неорганизованных источниках, маломощных котлах, объектах транспортной инфраструктуры и др.). Кроме этого, применение данного метода допустимо при отсутствии методик определения выброса, отсутствие практической возможности отбора проб и проведения лабораторных исследований. Таким образом, природопользователям «обрезали крылья» – определение количества выбросов расчетным методом на многих источниках, как это делалось ранее, больше невозможно.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Также принципиально изменились формы таблиц инвентаризации. Например, появилась отдельная таблица определения нестационарности выбросов (неодновременной, неравномерной работы оборудования, изменения режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества). Изменилась форма таблицы режимов работ, определения выбросов инструментальным методом и другие.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Важным моментом приказа №352 стало то, что при определении максимально разового выброса используется показатель средней концентрации, а не максимальной, как это делалось ранее.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Но есть и положительные моменты. Новым приказом не устанавливается конкретного срока действия отчета по Инвентаризации. Таким образом, отчет по Инвентаризации может быть скорректирован при изменениях в производственных процессах, но срока его действия больше нет.

Корректировка данных о выбросах загрязняющих веществ

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Срок действия инвентаризации не ограничен, но в соответствии с приказом №352 необходимо провести ее корректировку, в случае если:

  • произошло изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и газоочистных установок (ГОУ), включая оснащение ГОУ на источнике загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), ввод в эксплуатацию или ликвидацию источника;
  • изменение объемов производства;
  • замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
  • выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых загрязняющих веществ;
  • изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;
  • реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Согласование и принципиальная необходимость разработки отчета по Инвентаризации выбросов в атмосферу

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Утверждается инвентаризация руководителем предприятия или уполномоченным лицом. В надзорных органах согласование не предусмотрено.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Стоит напомнить, что данный документ является основанием для разработки и согласования мероприятий при НМУ, Программы ПЭК, Декларации о воздействии на окружающую среду для объектов 2 категории, и другое. Таким образом, это один из основных документов предприятия, на основе которого строится вся воздухоохранная деятельность ОНВ. Отсутствие каждого из документов влечет наложение штрафа до 250 000 руб., в некоторых случаях административное приостановление деятельности до 90 дней.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀Провести инвентаризацию выбросов и оформить отчет в соответствии с новым приказом помогут специалисты компании «ЭКОБАЛАНС».